On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.13 20:34. Заголовок: "Вечерний Петребург" о вепсах 27 сентября 2013 года


По поводу статьи в «Вечёрке» о вепсах.
Небольшие соображения.

27 сентября 2013 года в «Вечернем Петербурге» появилась статья про вепсов г-на Прудникова. В любом случае спасибо ему за статью: мало о вепсах пишут. Я просто хотел бы прокомментировать несколько строчек или абзацев из статьи, мне кажется, что это важно.
Начинает автор с такого наблюдения: «Жители, населяющие Межозерье, как две капли воды похожие на Лелей и Снегурочек с полотен Васнецова...». Так что желающих знать, как выглядят вепсы, отсылаем к этим самым полотнам.
Итак:
«Первый раз официальное их (вепсов) число сократилось в советское время, когда вепсом (чудью, чухарями) называться стало непрестижно, в паспортных столах утверждали, что такой национальности нет, и многие записывались русскими. Второй раз — в наше время, когда из-за безработицы они впервые за свою историю начали массово переселяться в города, приспосабливаться к новой жизни, оставляя на прежнем месте родительские дома, язык, корни…» – численность вепсов неуклонно снижается уже с довоенного уровня, и не «первый» и «второй» раз, а постоянно, беспрерывно.
«Центр Межозерья — село Винницы. Славяне когда-то говорили — «Тут вепсская столица». А вепсы — «Приходя в Винницы, забудь вепсский язык». – вернее, «свой язык дома оставь». Винницы – это русский посёлок, с русским языком общения, и так было всегда. А славяне (какое слово!) когда-то говорили, что «тут вепсская столица». Надо бы их спросить, с чего бы это они...
«И только через год удалось собрать первый полноценный хор из бабушек, которые помнили и знали немало старинных песен.» – Я был бы счастлив услышать это «немало старинных песен» в исполнении полноценного хора, надеюсь (но очень сомневаюсь!), что автор слышал хоть одну.
«И фестиваль (Древо жизни) играет ключевую роль в сохранении национальной культуры… Не будь его, возможно, давно уже вепсов можно было пересчитать по пальцам.» – Комплимент незаслуженный. Этот праздник сегодня такой же «вепсский», как Винницы – вепсский посёлок. На пересчитывание вепсов по пальцам никак не влиял и не влияет.
«В каждом доме тут пекут «калитки» — открытые пирожки с рисом или картошкой.» – Национальные вепсские калитки с рисом – это всё равно что суши с солёным огурцом. Да, такая замена в Карелии бывает... а рис тут растёт в каждом дворе.
«Проблемы, которые ведут к подобному увяданию, стандартны для страны. Совхозы и лесхозы, которые когда-то обеспечивали занятостью каждого деревенского жителя, позакрывали.» – Абсолютно верно! Но на их месте уже ничего и не будет.
«Не хотят сегодня люди работать, вот в чем дело, — горько посетовала 85-летняя жительница деревни Немжа Зинаида Лёвкина.» Она права – и это становится ясным из того, что она считает РАБОТОЙ: «До войны она ткала вместе с сестрами лен, пахала, косила, жала, молотила ячмень и овес. После войны Зинаида Лёвкина 15 лет работала рубщицей леса. С утра до вечера пилила двуручной лучковой пилой вековые деревья, очищала их от сучьев. В 49-м году в лесхоз поступили первые механические пилы — весили они 16 килограммов, приходилось управляться и с ними…» Речь идёт о тяжелейшем труде, свойственном любому традиционному земледелию XIX века и полуневольничьему советскому хозяйству, где женщины пилят вековые деревья пилами. Сегодня нет ни того, ни другого. И не будет, оттого что не может быть… Так что дело не сколько в том, что люди не хотят работать, сколько в том, что не могут и не хотят ТАК работать. Можно ли их в этом винить?
«И добавляет, переживая за свою деревню: — Отец из нас пятерых никого в город не отправил. А сейчас все уезжают…» – Здесь ключевое слово «отправил»: сегодня та патриархальная семья, из которой «отправляли» или «не отправляли», ушла в небытие. Уехал – да и всё.
«В деревне вот уже 20 лет нет своей школы: ребят в 8 утра увозит в соседние Винницы автобус, а в 16.00 возвращает домой. С недавних пор нет почтового отделения, а также медпункта. Магазин работает пять раз в неделю с 8 до 15 часов: продают товары первой необходимости. А сотовой связи не было никогда.» – Добавим к отсутствию какого-либо здравоохранения полное отсутствие работы и транспортную изоляцию… Найдём после этого такого экологически ориентированного мизантропа – молодого человека, который стремится жить в этих условиях. Получится ли?
«Последнее поколение вепсов живет, — поделился со мной один из жителей Межозерья, — уйдут нынешние бабушки, которые на вепсском языке говорят, — и кончится наша история. — Вепсы три раза исчезали, а потом как ни в чем не бывало появлялись, — высказала противоположное мнение другая местная жительница. — Сейчас мы своим детям и внукам передадим наши предания, научим языку. А потом они — своим. Точку ставить рано.» — Молодец эта другая местная жительница. Сейчас каак передаст предания (интересно, какие), каак научит языку (тут молчу совсем)… Ой-ёй-ёй.
«Почему вепсский язык не преподают в местных школах? Председатель комитета по образованию Подпорожского района Надежда Воробьева:
— Решение о введении дополнительного предмета, согласно законодательству, принимается на уровне образовательного учреждения, то есть самой школой. В Винницкой школе не считают нужным вводить в обязательную программу вепсский язык. Во-первых, нет такой потребности. Во-вторых, не все родители хотят, чтобы их дети обязательно изучали неродной для них язык (жителей с вепсскими корнями в Винницах сегодня 57% населения). Однако вопрос этот открытый — все зависит от самих винничан!» – Это повсеместная и старая национальная проблема. Язык не государственный, не «титульный» – значит, он никому не нужен. А винничане не захотят, потому что – см. выше. Нет такой потребности, ясно? А в действительно вепсских населенных пунктах ВСЕ школы старательно и не так давно закрыты, между прочим. А попробуйте-ка их восстановить! Ломать – не строить. Напишите-ка об этом!
Ну и – напоследок: «Кстати!»
«До сих пор ученые спорят, откуда пришли вепсы. По одной версии — с территории нынешней Финляндии, по другой — из Прибалтики, по третьей — с Урала.» Интересно мне было бы узнать, какие это ученые так интересно спорят? На психиатрическом отделении, наверное?..
И, наконец… и это совсем грустно, и прямо руки опускаются, читаючи-то: «Некоторые народы (и языки) финно-угорской группы, к сожалению, сегодня исчезли — это мурома, мещера, меря, карагазы.»
Особенно символично для качества статьи это последнее «КАРАГАЗЫ»… Вы, г-н автор, поищите про этих финно-угорских карагазов-то что-нибудь… А ведь не найдёте. Подскажу, что в природе есть такие КАРАГАСЫ. Почитайте про них; можно и посмотреть на них, живы и здравствуют… и безмерно удивились бы они, узнав про свою финно-угорскость.
Но точку, и впрямь, не стоит ставить.
АК

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет