|
| |
Пост N: 15
Зарегистрирован: 11.01.09
Откуда: Suomi-Финляндия
|
|
Отправлено: 21.01.09 13:48. Заголовок: ВЕПСЫ - ДРЕВНИЙ НАРО..
ВЕПСЫ - ДРЕВНИЙ НАРОД СЕВЕРА Еще до того, как славянское население достигло берегов Ильменя и Волхова и были совершены первые поездки скандинавов на восток, на территории между Ладогой и Белым озером - в области древнего проживания вепсов уже находилось прибалтийско-финское население, хоронившее своих умерших в грунтовых ямах или "домиках мертвых" -небольших поставленных на дневной поверхности бревенчатых срубах. Первым предпринявшим (1824 г.) исследовательскую поездку в землю вепсов академик А.И.Шегрен сопоставил их с древней весью, упомянутой в работе готского монаха Йордана (около 550 г.). В ней также упоминаются чудь, меря и мордва. Порядок перечисления этих народов свидетельствует, что водный путь из Северной Европы по Волге в арабские страны был уже известен в Европе. В эпоху викингов народ виззи или виз уже хорошо известен: он упоминается в известном сочинении Адама Бременского (около 1075 г.). В текстах арабских геграфов и писателей рассказывается о связях между Булгаром - торговым центром Волжской Бул-гарии эпохи викингов, расположенным на границе исламского мира с северными народами и древней весью. ( Согласно начальной летописи Нестора весь являлась 1 древнейшим населением района Белоозера. Летопись также ; упоминает ее в перечне северной группы племен в рассказе (862 г.) о призвании варягов (викингов). Пришедший с Рюриком "брат" его Синеус получил в управление Белоозеро. Древние вепсы таким образом по данным летописи играли значительную роль при основании Древнерусского государства. На Волхове в середине VIII в. возникает Сарая Ладога, Альдейгь-юборг скандинавских саг как центр международной и региональной торговли, производства ремесленных изделий. По Волхову викинги и русь отправляли на юг предметы вооружения,рабов и пушнину. Из стран арабского халифата на Русь, в Финляндию и Скандинавию поступало серебро, которое в лучшие времена добывалось на приисках вблизи Ташкента до 30 000 кг. Быстро развивающаяся восточная торговля увлекала в свою орбиту местное население, которое поставляло в торговые центры перекупщикам пушнину. Раскопки свидетельствуют, как уже в 780-е.годы в Старой Ладоге массово производились стеклянные бусы для последующего обмена на ценные меха. Стеклянные и деланные из различных пород камня бусы представляют собой наиболее массовую категорию находок на всей обширной территории севера. Потребности и конъюктура восточной торговли изменили всю картину культуры северных народов. Коренное население заимствовало чужую для них по происхождению форму погребального сооружения - курган, а в инвентаре погребений появились новые вещи: на высоком профессиональном уровне изготовленные предметы вооружения и украшения. Самые ранние курганы появляются в юго-восточном При-ладожье в 860-е годы, прежде всего в нижнем течении рек Паши и Ояти. В этих курганах фиксируются следы более древних "домиков мертвых": мужчинам отведена восточная половина, женщины захоранивались на западной; имеется очаг с полагающимся к нему инвентарем - котлом, сковородником и лопаткой для угля. Богатство инвентаря говорит о прибыльной торговле пушниной. В погребениях Х-Х1вв. обнаружено большое количество мечей, наконечников копий и боевых топоров, что свидетельствует о выделении из среды местного населения активной, достигнувшей успеха в охоте и торгов-ле группы. Это все способствовало также развитию местного производства металлических предметов и украшений и, в целом, развитию ремесла. На этой территории - прежде всего на р. Паше - выявлены чисто скандинавк-сие захоронения, что указывает на то, что в среде древних вепсов постоянно проживали скандинавы: покупатели и посредники в торговле пушниной. На Белоозере имеется лишь одна группа курганов на р.Кама. Граница распространения курганов на востоке соответствует линии водораздела между бассейнами Балтийского моря и Волги. К югу от Белого озера в бассейне р.Чагоды курганы представлены древнерусскими насыпями, в то время как на р.Суде курганы принадлежат местному финно-угорскому населению, заимствовавшему от соседей форму погребального сооружения, передатчиком влияния в этом случае может быть древ-невепсское население юговосточного Приладожья, в культуре которого обнаруживается много сходных черт. На р.Суде в УП-ХШв. существовала и развивалась местная древневепсская культура, у которой начиная с самых ранних этапов имелись связи с культурами поволжских финно-угров (меря, мордва, мурома). Формой погребального сооружения этого населения еще в Хв. был "домик мертвых", лишь на смене тысячелетий в эти культуры проникли прибалтийско-финские влияния. Материал единственного археологически исследованного поселения на этой территории рассказывает о производстве и обработке железа, изготовлении украшений из металлов и изделий из кости, занятиях международной торговлей (западноевропейские монеты, украшения западного и восточного происхождения, булгарская керамика). Из костного мате-риала поселения подавляющая часть принадлежала костям бобра, что сви детельствует о значительной доле пушной торговли в местной экономике. Наиболее древние из известных памятников района Белого озера и р.Шексна относятся к концу 1Хв. и первой половине Хв.. Исследованные на этой территории поселения и грунтовые могильники соотносятся с прибалтийско-финским населением - весью, иными словами - с древними вепсами. Более поздние поселения Х1-ХШвв., количество которых по сравнению с предшествующим временем увеличилось вторе, фиксируют уже приход нового населения. Следы славянской культуры здесь видны уже начиная с Хв., однако собственно влияние начинает наглядно проявляться лишь с Х1в., но и тогда лишь в контексте с финно-угорскими элементами как в украшениях, так и в керамическом материале. Поселения и могильники этого времени принадлежали небольшим коллективам численностью в 15-40 человек. Земледелие в эти районы пришло лишь на рубеже тысячелетий с переселенцами из Новгородской земли. На реке Шексне в Хв. возникают два наиболее крупных поселения, Белоозеро в верхнем течении и Крутик в 30 км от него к югу. Оба возникли как торговоремесленные поселения и являлись в то же время центрами контроля и обслуживания водных путей. В древнейших культурных слоях Белоо-зера обнаружены основания бревенчатых домов, деревянные мостовые улиц и, по их краям, остатки косо стоящих жердей изгороди. Эти частоколы являются одним из ранних проявлений традиционного финно-угорского типа изгороди. Очень много встречено при раскопках импортных предметов: бусы стеклянные, многие из которых имели скандинавское происхождение, западноевропейские серебряные монеты, скандинавские и прибалтийско-финские фибулы, замки, бронзовые рукояти огнив со стили-зованым орнаментом из Прикамья, фризские гребни, византийские стеклян-ные браслеты, булгарская керамика и причерноморские амфоры, прибалтийский янтарь, грецкие орехи. В первую четверть Х1в. этот древневепсский город сгорел. Построенный на его месте новый город ХП-ХШвв. был уже древнерусским и по отношению к его жителям применялся термин "белозерцы". В конце Х1Ув. жители города переселились на новое место на берегу Белого озера, где возник совре менный Белоозерск. Крутик представлял собой древневепсский торгово-ремес ленный центр, прекративший свое существование уже в первой трети Хв., когда еще славяне не достигли этой терри тории. На поселении не встречено находок, относившихся к занятию земледелием, но в значительном количестве обнару жены связанные с изготовлением и обработкой металлов горны, тигли, литейные формочки, инструменты кузнецов и их продукция, изделия из рога и кости, а также полуфабрикаты. К области торговой деятельности следует отнести стеклянные и каменные бусы, украшения скандинавского, прибалтийско-финского и восточного происхождения, бул-гарскую керамику, арабские монеты, чашки и гирьки от весов, о большом значении охоты рассказывают наконечники дротиков и стрел, манки, а также амулеты: подвески из рога, изображающие бобра, клыки медведя и куницы с отверстиями. Из кос-тного материала две трети принадлежало диким животным, из которых наибольшая часть принадлежала бобру. Арабские источники и рассказывают о шкурах бобра, которые поставлялись из "земли Вису". В эпоху викингов зона расселения древневепсского населения простиралась от юго-восточного Приладожья до Белого озера и верховьев Волги, где их соседями были уже относящиеся к поволжским финно-уграм племена. Несмотря на существующий водораздел между бассейнами Балтики и Волги, связи поддерживались через систему волоков. С Ояти попадали на Суду, из Паши на Колпь, а с Сяси на Чагоду и Мологу; оттуда по Шексне на Волгу. Использование этих путей документируется также найденными на их протяжении кладами монет 1Х-ХГвв. Древневепсское население района Белого озера уже в ХИв. раст-ворилось среди пришедшего с территории Руси нового населения. Древнерусское государство было заинтересовано взять под контроль стратегически выгодные водные пути. Из Белого озера вели вполне пригодные для передвижения пути в Онежское озеро, на Северную Двину, а также через Шексну на юг. Отсюда, таким образом, сравнительно легко было попасть в Заволочье, на Белое море и к Уралу. Политика освоения этих территорий вызывала противодействие, но восстание в суздальской земле было подав-лено Ярославом в 1024 г. Часть веси ушла из этого региона на Вепскую возвышенность к верховьям Ояти, Паши и Суды, где была ассимилирована там проживающим родственным населением, вместе с которым приняла участие в формировании вепсской народности. В юго-восточном Приладожье и на Суде древневепсское население и культура без каких-либо помех продол-жили свое развитие до ХШв. В связи с вепсами и всей населенной финно-угорскими народами территорией Русского Севера встает вопрос о Бьярмии и бьярмах, богатом торговом народе, с которым особенно у норвежцев были тесные связи, начиная с эпохи викингов. Наиболее известный и древнейший источник, в котором упоминается легендарная Бьярмия, это выполненный в конце 1Хв. королем Альфредом Великим перевод "Истории" Орозия, снабженный дополнениями с целью привести этот труд в соотвествии с уровнем знаний конца IX столетия. Дополнения содержат донесение норвежца Оттара о плава нии от берегов Северной Норвегии вдоль побережья Север ного Ледовитого океана на восток (вероятно между 870 и 8 гг.). Плавание длилось 15 дней, но место, куда прибыл От-тар, не указано в рассказе и является предметом научных споров. Часть исследователей верит, что он приплыл к уст реки Варгуза в Канталахти, по мнению других бьярмы пр< живали к югу от Кольского полуострова и Белого моря и, таким образом, Оттар достиг Северной Двины. В саге об Олаве Святом рассказывается о другой поездке, совершен ной около 1026 г. во время которой норвежцы Карл, Густе и Торе Хунд прибыли в Бьярмию и высадились на берегу Северной Двины, где они в большом количестве купили шкурок белок, бобров и соболей, после окончания ярмарю они ограбили могильник бьярмов и сокровища их бога Йомала. Поездки норвежцев в Бьярмию закончились во второй половине ХШв.. К тому же времени относятся известия о прибывших в Норвегию бьярмах, бежавших от монголов Чингизхана. Скандинавские средневековые источники гс ворят о двух Бьярмиях, ближней, вероятнее всего распол женной на побережье Кольского полуострова, и дальней, находящейся к югу от Белого моря. Бьярмия саг таким о( зом располагалась на Белом море между реками Онега и Варгуза и в нижнем течении Северной Двины. Из Бьярм! проходил путь к Ладоге и Волхову, к Альдейгьюборгу. Известия о расположении Бьярмии являются спорным тому же на берегах Белого моря не найдены следы таког населения или торговых мест, о которых рассказывается сагах. Вероятнее всего понятие Бьярмия менялось во вре ни и обозначало расположенную за пределами население то время земли известную своими пушными богатствам* территорию, которая сокращалась по мере того, как обширная зона тайги осваивалась оседлым населением. Ученые много рассуждали на тему, кто же были бьяр Едины лишь в том, что речь идет о финно-угорском нас< нии. Уже из донесения Оттара известно, что лапландцы бьярмы говорили на похожем языке. Согласно общепринятому представлению, бьярм является сканди кой формой слова пермь. С Северной Двины легко попа( на Каму, на территорию Перми, где в железном веке рас лась процветающая культура, влияние которой достига Финляндии и Северной Фенноскандии. Согласно Куста; Вилкуна слово бьярм или пермь обозначало профессию, национальность, и пермь следовательно обозначала кар ких торговцев и промысловиков. По Хейкки Киркинену наименование бьярмы включало в себя северные групга торговцев пушниной из числа коми, вепсов и карел. На территории загадочной чуди заволочекой, распол ной в средневековье на север от р. Сухона, восточная граница которой проходила по среднему и нижнему течению Северной Двины и западная по р. Вага, и на которой имелись самые благоприятные возможности земледелия на всем Севере, обнаружены грунтовые могилы Х1-ХШвв., в инвентаре которых имеются вещи как прибалтийско-финского, так и восточно-финнского происхождения. Срубные конструкции погребений - традиционный элемент могил населения северных групп финно-угров - бесспорно свидетельствует о связи с прибалтийско-финскими народами. О деятельности древних вепсов и влиянии их культуры в последние годы получены новые данные при раскопках курганов на Заонежском перешейке и северном берегу Онежского озера. Очевидная связь с приладожской курганной культурой дает основание предполагать, что имело место пересе-ление населения с юга на север. Интересные могильники обнаружены также на южном побережье Кольского полуострова на левом берегу р. Варзу-ги в деревне Куземень. Из могильников древнейший относится к Х1-ХИвв. и второй ко второй трети ХПв.- первой четвети ХШв.. Украшения из могил представлены типами, обычными для территории юго-восточного Приладожья и Белого озера, имеются также аналоги и с Волги. В инвентаре смешаны прибалтийско-финские поволжские и пермские традиции. Антропологически погребчнные близки лопарям. Идчт речь тогда о финнизированных лопарях - еще об одной участвовавшей в северной пушной торговле группе насееле-ния? К ХИв. большая часть этой территории была уже включена в состав Древнерусского государства. В документе 1137 г. перечисляются погосты - центры сбора дани на За-онежской территории по рекам Онега и Северная Двина. Некогда большая населенная финно-угорскими народами территория оказалась разрезанной на куски, из которых за древними вепса-ми остались районы, на которых они и поныне известны. Археологический материал долго был единственным источником по ранней истории вепсов. После того, как в ХШв. погребальный обряд сменился на христианский, археологические данные более не поступали и вепсы "потерялись". Средневековые книги и письменные источники Нового времени не рассказывают ничего относительно вепсов. Начался продолжавшийся столетия период затишья, который завершился усилиями А.И.Шегрена в 1824 г., который "нашел" группы населения, называвшие себя "жепслаи-зед" "лыдикелед" "тсхарид". Этот народ Шегрен отождествил с потомками древней веси. http://www.vepsia.ru/history/istru.php ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ ВСЕМ ЗА ЭТОТ ФОРУМ!!!
|